Punctum: опубликованные доклады (2024)

Рунова Ю. Фотография как способ присвоения реальности: феномен «эстетик» в современных Социальных сетях

Не так давно мне пришлось столкнуться со знакомой «цифровому» человеку крайне неприятной необходимостью: мой смартфон, шантажируя правом доступа к памяти, заставил очистить его от «ненужных» фотографий. Тревожная мысль об этом деле неприятно ворочалась где-то под рёбрами. Будто мне было суждено решать кому из собственных детей оставить жизнь, а кого по доброму спартанскому обычаю сбросить со скалы. Приступив к делу, чуть ли не обливаясь слезами, я провожала каждый пиксель в последний путь.

В этот момент любой рациональный человек мог бы воскликнуть: постойте, но в чем же, собственно, трагедия? В действительности фотоплёнка (а часто и страничка в социальных сетях) представляет собой свалку из скриншотов «важной» информации, которая с момента сохранения никогда не была больше перечитана, «себяшек», мемов, снимков мест и странных предметов. Стоит ли из-за неё так убиваться? Но спешу ответить: всё не так просто.

Страх непостижимого небытия неустанно принуждает человека подтверждать собственное существование. Один из надежных способов - обратится к «я был», к памяти и в дальнейшем наилучшим образом ее сохранить и, к тому же, на зло старухе с косой передать ее потомкам. В этом на помощь человеку приходят различные медиа: от письменности, наскальных рисунков до фотографии и видео. Однако, как доказывают медиологи (Р.Ж. Дебре, Г.М. Маклюен) носитель неизбежно искажает закладываемую информацию. Визуальный образ разбивается на слова и будто расчленяется, а, например, живопись не способна передать его точь в точь. Кажется, что фотография, наконец может решить проблему достоверного запечатления хотя бы внешней реальности.

Действительно, на заре жизни фотографии её сопровождали такие эпитеты как «документ», «объективный взгляд» и т.д. Она сразу же стала новым инструментом исследования в науке и установила новые стандарты объективности за счет механического исключения человека из процесса запечатления объектов(о чем подробно пишут Л.Дастон и П.Галлисон в работе «Объективность»). Однако, позже стало ясно, что документальность фотографии во многом конвенциональна.

Сьюзан Сонтаг, отмечает, что природа фотографии двойственна: она «схватывает, а не просто истолковывает реальность» и при этом интерпретирует действительность (за счет ракурса, выбора снимаемого объекта и т.д.). Фотография создаёт своеобразную иллюзию документальности. Эта парадоксальность манит человека: она даёт возможность завладеть дубликатом реальности, причем преподнесённое так, как хочет видеть её автор. Изображение мумифицирует образ действительности, позволяя вечно хранить его. «Подобно автомобилям и пистолетам, фотокамера — машина фантазии и вызывает зависимость» , - пишет Сонтаг.

В современном мире любому обладателю смартфона стала доступна возможность обладать собственной коллекцией авторского взгляда закапсулированной действительности (индекса реальности в виде фотографии). К тому же этот персональный набор теперь можно транслировать на широкую аудиторию в социальных сетях. Более того, формируется представление, что невыставленная широкой публике фотография в чем-то проигрывает. Любителями начинают создаваться фотографии отдельно для личного просмотра и для публичного. Такие снимки эстетизированны и часто становятся не выразителями особенного вида окружающей автора действительности, а скорее представляют её желаемый вид. Так, с помощью фотографии конструируется идеализированная самопрезентация человека в социальных сетях.

Дальнейшие метаморфозы этого эффекта можно сравнить с процессами, происходившими в начале XX века в искусстве. Модернисты провозгласили необъективность человеческого взгляда, вывели принципы формирования фантомов действительности реалистической живописи и решили или вырваться за их пределы, или гипертрофированно подчеркнуть их. Так, пользователи социальных сетей стали в определенный момент группироваться по схожим стилям создаваемых иллюзий, выделили их особые стилистические черты. Они вышли за рамки попыток незаметно для зрителей представить им приукрашенный вид собственной жизни и стали демонстративно использовать эффект документальной иллюзии. Этот феномен в медиапространстве пользователями был назван «эстетиками» (aesthetics).

Точно определить на какой именно платформе зародилась эта тенденция довольно сложно (не малую роль в формировании эстетик сыграл Tumblr), однако наибольшую популярность она получила в Tiktok, а затем в Instagram. В формировании феномена эстетик можно грубо выделить два этапа. Первая – это заимствование фотографий и создание особенной атмосферы за счет их компоновки (например, уже «старые» эстетики «dark academia», «witch core», «cottage core», «goblin core»). Вторая - создание автором собственных изображений (и видео контента) в рамках определенной эстетики. К последним можно отнести «that girl», «mob wife», «office siren».

Если ранние эстетики были скорее формой узких интернет субкультур, то поздние, стали отражениями изменений культуры и особенно моды, их маркером. Например, считается, что эстетика «mob wife», романтизирующая образ яркой, резкой и сумасбродной спутницы бандита, появилась в качестве реакции на тренд осознанности, минимализма, умиротворенности.

Однако каковы причины возникновения феномена эстетик? Безусловно частично ответ кроется в природе самих социальных сетей, подталкивающих создавать «определенный» образ себя из-за неизбежной публичности создаваемого контента. Однако какие психологические или культурные процессы заставляют всё больше отворачиваться от «здесь и сейчас» к иной, цифровой реальности? Сбывшиеся ли это опасения представителей франкфуртской школы о машине капитализма, обезличивающей человека, проникающей в личное пространство досуга и теперь затягивающей всё больше в «мир иллюзий», превращающей нас в ненасытных потребителей рынка развлечений? Так, ещё в десятых годах появились фотостудии с интерьерами частных самолетов, прокаты букетов – всё для создания образа успешности в социальных сетях. Или это влияние постмодерна, оставившего нам в наследство перманентное сомнение в любой идее, стойкое чувство неуверенности выражения суждений о реальном мире, от которых интуитивно хочется сбежать в цифровую фантазию, обладающую хотя бы иллюзией определенности? Например, последователи тренда «that girl» транслируют, что если следовать режиму дня, пользоваться определенной уходовой косметикой, окружать себя бежевым минималистичным интерьером, то это непременно приведет к ментальному спокойствию, осознанности и заветному счастью. Современный человек, утративший свою целостность и уверенность, получает наконец-то четкую инструкцию, избавляющую от тревоги. Так уже новые «that girl» создают с помощью фотографии достоверность счастливой осознанной жизни.


Библиография

  1. Барт Р. Фотографическое сообщение // Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 378-392.
  2. Васильева Е.В. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры. 2019. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/early-city-photography-to-the-question-of-the-iconography-of-space (дата обращения: 10.03.2024).
  3. Дебре Р. Введение в медиологию /Пер. С франц. Б.М. Скуратова. – М.:Праксис, 2010. – 368 с.
  4. Картье-Брессон А. Решающий момент URL: https://royallib.com/book/kartebresson_anri/reshayushchiy_moment.html (дата обращения: 15.11.23)
  5. Кракауэр З. Фотография /Природа фильма. Реабилитация физической реальности /сокращённый перевод с английского Д.Ф. Соколовой - М., «Искусство», 1974. С.25
  6. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством / пер. с фр. – СПб.: Клаудберри. 2014. – 712с.
  7. Свешников А.В. Творческий процесс как эстетическая категория/А. В. Свешников // Вестник ВГИК. -М., 2015. т.No3(25).-С.84-96
  8. Сонтаг С. О фотографии. — М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. — 272 с.
  9. Танюшина А.А.,. Кобринец М.А, Робустова В.В., Манченкова А.И. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТФОТОГРАФИИ И ОСОБЕННОСТИ НАИМЕНОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ГЕНЕРАТИВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovaniya-postfotografii-i-osobennosti-naimenovaniya-tsifrovyh-generativnyh-izobrazheniy (дата обращения: 10.03.2024).
2024-10-28 17:53